Актуальные проблемы пропаганды Агульского языка

В первую очередь, выражаю благодарность ректорату университета за организацию и проведение Круглого стола «Агульский язык: история и современность», за благородное стремление сохранить языки малочисленных народов как части мирового культурного наследия, как инстанции самоопределения и самоидентификации этноса. Хочется отметить, что так заинтересованно, и, во всяком случае, в таком формате, проблемы языков малочисленных этносов у нас рассматриваются впервые.
Агульский язык сегодня в глубочайшем кризисе. Такого кризиса он не знал за все времена своего существования, даже тогда, когда по Агулу с огнем и мечом прошлись орды монголов, Тамерлана, Надир-шаха, когда казалось бы опустела земля агульская. Потребуется много времени, сил и средств, чтоб добиться его сохранения.
Препятствия на пути самореализации толкают агулов покинуть родные места, так как становятся лишними, ненужными в местах своего рождения и начальной социализации. Так, в период экономической стагнации 1980-1990 годов и сворачивания практически всех видов территориальной инфраструктуры, наблюдалось стихийное переселение агулов в города республики. По нашим оценкам, более 80% агулов, проживающие в городах республики – горожане в первом поколении, то есть родились они в большей части в Агуле.
В настоящее время только в одной Махачкале проживают больше агулов, чем во всем Агульском районе. Однако, в отличие от других диаспор, они не имеют в столице своего культурно-просветительского объединения, которое ставило бы себе целью укрепление единства этноса, поддержание сельской идентичности, прежде всего подрастающего поколения, а также сохранение и развитие языка малой родины в условиях проживания в городе.
В результате миграционных процессов уже дошло до того, что в некоторых школах Агула на 1 ученика приходится 1 учитель и 1 работник техперсонала школы. Если сегодня мы говорим о необходимости подготовки преподавателей национальных языков, то, при сохранении такой тенденции миграции, уже не далек тот день, когда в Агуле некого будет учить языку. В настоящее время в школах Агульского района обучаются около 2500 учащихся – это чуть больше, чем в одной среднестатистической школе города Махачкалы.
Поэтому, наши взоры должны быть обращены не только на агульское село, но и на места компактного проживания агулов в плоскостных районах, а также на города республики. Необходимо найти такие рычаги, чтобы дети, агулов-горожан, сохраняли умение говорить на своем родном языке. В настоящее время эта забота полностью ложится на семью, семейные традиции, семейную культуру. Ведь не редкость случаи, когда первое же городское поколение детей уже не владеет родным языком.
Важной причиной появления проблем в национальном образовании является отсутствие мотивации изучения агульского языка. Что-то такое упущено в этой области, что современные дети и их родители не видят необходимости в изучении родного языка. Конечно, мы можем говорить, что это наш родной язык, и мы обязаны его знать, но это, к сожалению, не работает. Не работает, прежде всего, потому, что в сознании родителей нет понятия того, что родной язык – это наша духовная культура, что каждый из нас несёт ответственность за ее будущее. Нет чувства гордости за свой язык. Сейчас ведь все, что связано с национальным, дается на откуп родителям: хотите изучать — мы вам создадим условия, не хотите — не надо. К сожалению, у многих родителей нет гражданской ответственности за сохранение своего языка. Поэтому я считаю, что одной из важнейших проблем национального образования является отсутствие системы работы с родителями.
Кроме того, меняются устои: в последние годы стало много смешанных браков. Молодые семьи при рождении ребенка начинают общаться с ним на русском языке, и ребенок растет, не зная родного языка ни матери, ни отца, не зная своих корней.
Далее, меняются стереотипы общества: большая часть родителей считает, что для успешной учебы, карьеры родной язык не обязателен, даже является помехой.
Отсюда, на мой взгляд, в условиях двуязычия наиболее важными задачами являются следующие:
— довести до родителей понимание значимости родного языка;
— прививать любовь и уважение к родному языку.
Какими средствами можно решить эти проблемы?
Эта проблема должна решаться на всех уровнях: и на уровне государства, и на уровне общества. Нельзя отрицать, что агульский язык в какой-то мере поддерживается в федеральной политике Российской Федерации, тем не менее, эта поддержка все-таки недостаточна. В частности, нет содействия изучению, исследованию и преподаванию агульского языка, слаба представленность агульского языка в средствах массовой информации, в общественной жизни, в научных исследованиях. Слаба поддержка в издании учебников, методических и наглядных пособий. О выпуске художественной литературы агульских авторов даже слуха нет в издательских планах. До сих пор нет агульской секции в Союзе писателей Дагестана. Республиканская газета «Агъуларин хабарар», местное телевидение также еще не стали рупорами пропаганды агульского языка.
Определенная работа по пропаганде языка, культуры и традиций народа проводится энтузиастами, которые, не считаясь со своим временем, открывают и ведут культурно-просветительские, историко-этнографические группы и страницы в социальных сетях интернет. Такие группы как: «Агульский народ», администратор — уроженец с. Квардал Курахского района, проживающий в г. Иваново Хидирнеби Башунайрин; «Агъул чIалан дарсар» (Уроки агульского языка), который ведет агульский поэт, проживающий в Гамбурге Фатхула Джамалов; и группа Алая Насруллаева «Этнография Дагестана», каждая из которых имеет более 3000 подписчиков, в том числе агулов со всего света. В них часто появляется ряд интересных статей и материалов по языку, культуре и традициям агульского народа, в том числе статьи специалиста в области исторического языкознания Г.Алхасова. Но, откровенно говоря, наши земляки в этих группах пока еще очень инфантильны. Редко кто из них участвует в обсуждении тех или иных материалов, или вносят конструктивные предложения и замечания по обсуждаемым вопросам и проблемам.
Но, все же, эти группы выполняют определенные воспитательные функцию, но это всего лишь капля в море, и на голом энтузиазме далеко не поедешь. Нужны механизмы регулирования этих процессов на муниципальном, республиканском и федеральном уровне.
Возникает резонный вопрос, есть ли будущее у агульского языка?
Безусловно, есть! Но нам, всем миром — и муниципалитетам, и агульской интеллигенции, и агульским бизнесменам, деятелям культуры, совместно с республиканскими органами власти и научным сообществом необходимо принять безотлагательные организационные, агитационно-пропагандистские и финансовые меры по его поддержке и сохранению.
Поэтому, считаю, что настала необходимость инициировать принятие федеральной целевой программы «Агульский язык», а также проведение социокультурного анализа и социолингвистических исследований, в том числе, мониторинга в этих областях.
Необходимо поддержать инициативу по открытию на факультете дагестанской филологии ДГПУ отделения агульского языка и литературы, может даже на первых порах, с льготным приемом на нее абитуриентов.
Считаю, что назрела целесообразность создания в столице республики этнокультурного центра агульской диаспоры с приданием ему статуса юридического лица.
Круг проблем, который стоит перед нами, широк. Сохранить родной язык, не утерять уникальные диалекты и предотвратить ассимиляцию носителей языка — это лишь капля в том море лингвистических и культурно-исторических вопросов, решение которых пока остается сложной задачей. Считаю, что для решения всех вопросов языка необходим, некий Координационный центр, с наделением его кругом полномочий и обязанностей.
Культурное и экономическое отставание с элементами деградации было запрограммировано в самом «государственном» подходе к малочисленному народу. Место традиционного проживания агулов было и остается периферийным в социально-экономическом и культурно-бытовом отношении.
Пока агулы молчат, все, что делается против их коренных жизненных интересов, никого не тревожит и не интересует… Молчание и безропотность, видимо, считается единственной неоспоримой “привилегией” агулов.
И еще, очень хотелось бы, чтобы все, что задумано реализовалось! Чтобы не говорились правильные слова, чтобы скрыть неправильные поступки. Общество ждет от нас правильных поступков!
Языком, впитанным с молоком матери называли наши предки родной агульский язык. Так, сохраним же язык, передающий духовные ценности народа грядущим поколениям.

На ту же тему

Поделитесь мнением, а также поделись новостью
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Марина:

    Так диаспора на сегодняшний день существует в Махачкале?

Если у Вас нет аккаунта в Вконтакте, то оставьте комментарий с помощью формы ниже

≡  Рубрики
 Фото и Видео
Свежие записи
Официальный сайт c.Дулдуг, Агульский район © 2019 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх